Если бы только люди могли любить, как собаки! Мир стал бы раем.
Собаки кинологической службы УФСИН России по Вологодской области продемонстрировали свои возможности
Собаки кинологической службы УФСИН России по Вологодской области продемонстрировали свои возможности
Категории: Это интересно

Хотя человек и считает себя вершиной эволюции, стоит признать, что остается он существом несовершенным: нюх и слух так себе, да и бегает не слишком быстро. Тем же собакам в этом плане повезло больше. Вот и приходится обращаться к ним за помощью.
Нюх — дело тонкое
Свои многочисленные способности четвероногим помощникам человека пришлось продемонстрировать на минувшей неделе, когда старшие инструкторы-кинологи со всей Вологодской области, работающие в системе исполнения наказаний, собрались 21 июня, в свой профессиональный праздник, в шекснинской колонии № 17 на ежегодные сборы.
Именно в этот день, в 1909 году, по инициативе министра внутренних дел России статс-секретаря Петра Столыпина в Санкт-Петербурге состоялось открытие первого питомника и школы дрессировщиков полицейских собак. Эта дата и стала днем основания кинологической службы правоохранительных органов России, а приказом ФСИН России 21 июня был объявлен Днем кинологической службы уголовно-исполнительной системы.
Сейчас в вольерах при колонии № 17 живут полтора десятка собак. По большей части это азиатские и кавказские овчарки, которые несут караульную службу, восточно-европейские и немецкие, выполняющие патрульно-разыскную работу. Есть, впрочем, и другие, не столь крупные, породы. Например, Нора — немецкий ягдтерьер, которая может найти наркотики, даже если они спрятаны в стеклянную банку и залиты медом (был в ее практике такой случай).
— Года три назад в колонию пришла посылка, в которой была закрученная пол-литровая банка с медом, — вспоминает начальник кинологической службы УФСИН России по Вологодской области Владимир Серов. — Все тогда удивлялись, как собака умудрилась учуять в ней амфетамин.
Нора, как, впрочем, и любой терьер, — это маленький вечный двигатель, которому очень тяжело оставаться на одном месте. Порода была целенаправленно выведена в Германии в 30 — 40-х годах прошлого века. Ее создатели ставили целью получить разностороннюю охотничью собаку выдающихся качеств, способную работать на земле, в барсучьих и лисьих норах и в воде, непритязательную и простую в уходе. К слову, собаки эти практически равнодушны к боли и часто выходят победителями из схваток с гораздо более крупным и сильным противником.
— Ей все равно, кто перед ней, — говорит заместитель начальника ИК-17 по охране Андрей Жуков. — Я видывал, как такая же собака схватилась с догом и победила. Конечно, при поиске наркотиков используются и овчарки, но в основном все-таки спаниели и ягдтерьеры. Они маленькие, юркие и могут залезть даже под машину.
В доказательство этих слов кинологи прикрепили контейнер с героином под днищем микроавтобуса и предложили Норе его найти. Слегка порезвившись в окружении незнакомых ей людей, собака, как и следовало ожидать, без труда отыскала примагниченную к кузову автомобиля закладку.
Следующим испытанием стал поиск каннабиса. На земле разложили несколько видавших виды фуфаек, в одной из которых был спрятан наркотик. Однако и с этой задачей Нора справилась блестяще.
— Для собаки это в первую очередь игра, — пояснил корреспондентам «Речи Владимир Серов. — Ей должно быть интересно. Именно на этом принципе и строятся тренировки. Для усложнения задачи наркотик прячется не просто, скажем, в пустую сумку, а обкладывается другими вещами, чтобы концентрация его запаха в воздухе снижалась. В колониях с помощью таких собак досматриваются передачи, посылки, люди, которые приезжают на свидания с заключенными.
Я иду искать
Еще одно занятие для служебных собак — поиск людей. Вовсе не обязательно, что это будут сбежавшие заключенные. С тем же успехом они будут искать и заплутавшего грибника.
— Пожилого мужчину искали в Устюженском районе несколько дней, — привел пример Владимир Серов. — В итоге с помощью собаки его нашли в болоте, в котором он провел больше суток. Еще чуть-чуть — и было бы уже поздно: к тому времени из трясины торчала одна голова.
Кинолог Владимир Громов — непосредственный участник тех событий. Награжден высшей ведомственной медалью.
— Мы очень долго добирались, — вспоминает он. Сначала три часа ехали в машине, потом полтора часа шли по болоту. Место мы знали лишь примерно. Сначала нашли стоянку на озере, где мужчины ночевали, а потом в лес ушли. Это были дядя и племянник. Когда они потерялись, племяннику удалось выйти к охотникам, а старший, видимо, брод отправился искать, провалился в болото и не смог самостоятельно выбраться. Когда его все-таки нашли и достали, на тело смотреть было страшно: от долгого пребывания в болотной воде все оно было покрыто волдырями. Больше часа мы его выносили. Потом скорая нас встретила. Как собака идет по следу, журналисты «Речи» опять же смогли увидеть своими глазами.
— Прилегающая к колонии территория регулярно осматривается, а потому, если что-то на ней изменилось, это сразу бросается в глаза, — комментирует действия сотрудников Андрей Жуков. — Если сбежавший заключенный, скажем, зацепился за куст и оставил на нем лоскут своей одежды, его уберут в специальный пакет и отметят это место красным флажком. Если собака вдруг потеряет след, можно будет вернуться и начать заново.
Тем временем немецкая овчарка уже шла по пятам условного беглеца. Как только он оказался в пределах видимости, собаку сняли с поводка, и та, догнав мужчину и вцепившись в рукав, удерживала его до прихода подмоги. — Случай в Соколе был, — продолжает Андрей Жуков. — Двое заключенных решили пролезть под ограждением и сбежать. Побег предотвратили опять же при помощи служебных собак. Караульные подошли с обеих сторон и держали беглецов «в клещах», грубо говоря, под забором, пока не подоспела резервная группа во главе с помощником начальника караула.
Добавим, что применение служебных собак часто является наиболее гуманным фактором предупреждения и пресечения правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Собаки одним своим видом и поведением оказывают психологическое влияние на нарушителей, заставляя их отказываться от преступных намерений.
Житье-бытье
Собаки в колонии живут на полном пансионе. Питаются они по два раза в день сухим кормом, который в сравнении с мясом и прочими кашами оказался гораздо экономичнее: сразу отпала необходимость в холодильниках и местах для приготовления. Корм сбалансирован и выдается, как того требуют установленные нормы: меньше не дашь, больше — тоже. Впрочем, никто не запрещает побаловать своего любимца время от времени чем-нибудь вкусненьким. Плюс собак регулярно моют и вычесывают.
У каждой — отдельный вольер, над которым висит табличка с ее именем. Имена, к слову, довольно простые: Грей, Мухтар и тому подобные. Не чета тем, что записаны в собачьем паспорте и больше напоминают титулы средневековых феодалов. Впрочем, по словам кинологов, хорошая родословная в их деле совсем не главное, гораздо важнее рабочие качества животного.
К выполнению своих служебных обязанностей собаки приступают примерно с года.
— Дрессировать щенка начинают сразу, как только он у нас оказывается, — говорит Андрей Жуков. — Кто-то раньше начинает подчиняться, кто-то — позже. Это зависит и от опыта сотрудника и от способностей собаки. Для служебного собаководства больше всего подходят овчарки. При этом не важно какие. У нас в колонии собраны собаки со всей области. Кавказцев, например, самых здоровых, что у нас есть, нам отдали в одном череповецком питомнике, которому они не подошли по каким-то параметрам. Есть определенные стандарты породы, и если собака им в чем-то не соответствует, она не может участвовать, например, в выставках, а нам вполне подходит.
— Кавказские овчарки хороши для караульной службы, — добавляет Владимир Серов. — Есть территория, к которой никто не должен приближаться. За пятьдесят метров до нее собака должна человека облаять, сопровождать при его передвижении вдоль этой территории, но не задерживать. К разыскным собакам предъявляются еще более серьезные требования.
— Между собакой и человеком должен быть установлен полный контакт, — говорит Андрей Жуков. — Если показать, что ты ее боишься, она сразу же это почувствует и будет пытаться доминировать.
Хорошую физическую форму собак поддерживают регулярными тренировками. Для этого на территории колонии выстроен специальный городок с полосой препятствий, который в скором времени планируют обновлять. Собаки учатся преодолевать забор высотой два метра и канавы различной ширины, идти по бревну и по комбинированной лестнице, обыскивать транспортные средства, время от времени они участвуют в соревнованиях.
За каждым питомцем закреплен один хозяин, который с ним работает. Если придет новый человек, собака с ним может попросту не сработаться. Как говорят кинологи, многие из них, а также сотрудники колонии, когда увольняются или выходят на заслуженный отдых, забирают с собой своих хвостатых коллег, с которыми лапа об руку долгие годы несли службу.