Татьяна Соломатина: «Мне очень хочется, чтобы люди берегли в себе человека»


Татьяна Соломатина: «Мне очень хочется, чтобы люди берегли в себе человека»

Опубликовано 22/10/2015 в 13:08
Категории: У нас в гостях

Очень приятно, когда взятая в руки детская книжка оказывается доброй и познавательной, а ее герои становятся любимыми. Хотим представить вашему вниманию автора такой книги. Татьяна Соломатина хорошо знакома взрослым, а сегодня писатель представит свое первое произведение, написанное для детской аудитории - «Приключения Пальмы. Зеленый забор».

Animal.ru: Татьяна Юрьевна, здравствуйте! Насколько нам известно, книжка про щенка Пальму - это ваше первое произведение для детской аудитории, до этого было опубликовано много разных «взрослых» работ. Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили написать детскую книгу?

Татьяна Соломатина: Так себе и представила, как я брожу полями, обдумывая вопрос «Писать или не писать детскую книгу?» Принимая сложное решение. Разве что бороды Льва Толстого не хватает. Для солидности (улыбается).Хотелось бы послушать Льюиса Кэрролла на предмет, почему он после публикации многочисленных теологических и математических работ для взрослых решил написать книгу для «детской аудитории». Хотя аудитория «Алисы в Стране Чудес» отнюдь не только детская. Это и социальная сатира, и философский труд и – да, - детская сказка. Впрочем, эту историю все знают. Он прогуливался в компании дочерей своих друзей. И одна любопытная неуёмная маленькая девочка…

Или вот ещё Герберта Уэллса хотелось бы выслушать. Пусть расскажет нам, почему он после публикации фантастики, публицистики, острых критических статей и так далее и так далее – решил написать «Волшебную лавку». Одну из самых прекрасных и самых загадочных книг. В том числе – детских. Почему военный лётчик пишет «Маленького принца»? Почему язвительный сатирик Аверченко создаёт удивительный нежный сердечный цикл рассказов «О маленьких для больших»?  Почему ироничный, и даже иногда злой, поэт Саша Чёрный написал сердечнейшие записки фокса Микки? Почему мрачный матерщинник Юз Алешковский, автор потрясающих романов-монологов «Рука», «Кенгуру», написал замечательную детскую книгу «Кыш, два портфеля и целая неделя»? Долго можно на эту тему говорить, приводя весьма яркие примеры.

Наверное, потому что писатели, точнее – люди, - они больше и глубже, чем условные маркетинговые деления на целевые аудитории. Люди-писатели пишут для людей-читателей. Надеюсь, никто не будет оспаривать тот факт, что дети – тоже люди? (улыбается). Так что я ничего не решала, как и мои великие коллеги. Я просто написала книгу. Мои «взрослые» книги самые разные. От «женской прозы» до научно-популярной литературы. От романа «От мужского лица» до сериала на бумаге «Роддом». От сборников врачебных баек до фантастической повести «Отойти в сторону и посмотреть».

Писатели - очень странные люди. Они не могут не писать. Деление на жанры придумали издатели, чтобы сотрудникам книжных магазинов было легче книги на полки расставлять. Чтобы не увязнуть в размышлений громадье я скажу проще (тем более, что это уже напечатано в книге «Приключения Пальмы»): «Больше всех детские книги любят читать взрослые. Просто они стесняются в этом признаться». 
 

Татьяна и Илья Соломатины

А.: То есть в  действительности эта книга не только для детей?

Т. С.: Разумеется. Смею надеяться, что иным взрослым она будет очень полезна и для самостоятельного прочтения. А взрослым, у которых уже есть дети, будет очень приятно читать её своим детям вслух. В любом случае, это очень приятная и полезная книга. Как любая хорошая книга.  Меня достаточно часто на встречах с читателями спрашивают: «Как заставить ребёнка читать?!» Приходится в одесской манере отвечать вопросом на вопрос: «А вы сами читаете?…» Старая добрая мудрость гласит: «Не старайтесь сделать своих детей лучше. Сами становитесь лучше. Дети всё равно будут похожи на вас».

А.: В вашей новой книге «Приключения Пальмы. Зеленый забор» рассказывается о приключениях милого щенка. Почему главным персонажем стала собака? Есть ли у Пальмы прототип?

Т.С.: Хочу добавить, что еще эта книга о мире. О любви. О дружбе. Даже о теоретической физике – для атеистов. Или о боге – для верующих. И, конечно же, о приключениях маленького щенка. И – да, - у Пальмы есть очень живой, очень сообразительный, очень умный и подвижный прототип. Мой собственный пёс Макс (по паспорту – Владимир Максимович). Он - совершенно удивительное создание. Его стремление к познанию мира, интерес ко всему вокруг, его смелость, его честность, его решительность и его забавность, все его качества – они просто не оставили мне выбора. Другого главного героя быть не могло. И его фотография есть в книге. Как автора идеи.

А.: Насколько нам известно, у вас дома, кроме пса Макса, проживает целое семейство домашних животных. Расскажите о них поподробнее.

Т. С.: У нас четыре собаки, два кота и две шиншиллы. Самая старшая наша собака – Чака: помесь немецкой овчарки и ротвейлера. Ей уже восемь лет. Муж как-то заехал на лесопилку по делам и увидел щенка с травмой. Её мать, Чара, ощенилась. Щенков уже почти разобрали. Осталось двое. Один из работников лесопилки «мальчика» подкармливал, а «девочку»…  бил ногами. Чтобы не «покушалась» на «мальчиковый» прикорм. Мне сложно представить себе человека, который бьёт ногами двухмесячного ребёнка. Не важно, какой это ребёнок – человеческий или звериный. И сложно представить такого человека потому, что такое создание – не человек. Не человека сложно представить человеком.

Муж присел у вольера на корточки, и вдруг эта кроха к нему поползла. На одних передних лапах. Хотя уже ни к кому не подходила и сторож лесопилки сказал, мол, оставь, пусть отмучается. В общем, не буду больше нагнетать. Всё обошлось. Ушиб позвоночника вылечили. Чака и её щенок – давно уже взрослый пёс – Дядя Серёжа (да, такая вот странная кличка), - фигурируют в моём романе в новеллах «Большая собака». Чака и в первой книге, и в переизданной, здоровой и довольной мордой гордо реет на обложках. Она очень умная, очень воспитанная, очень добрая и очень грозная собака. Она прошла отличную выучку. А вот наш Дядя Серёжа просто славный и ласковый дуралей, весь в своего папашу – немецкую овчарку нашего соседа. Сплошное очарование, но знания у него в голове не задерживаются.
 

Чака и Дядя Сережа с хозяином

А вот Макс появился у нас совершенно мистически. Я даже историю его появления использовала в моём романе «Естественное убийство-3. Виноватые». Там пёс появляется у судмедэксперта Всеволода Алексеевича Северного, но всё остальное – правда. Так, собственно, все писатели делают. Берут из жизни. Платформа достоверности, как говорил Хемингуэй, обязана быть. Ветеринар – разумеется, мы тут же отвели нашего новоявленного пса к ветеринару, - сказал, что случается, заводчики просто выбрасывают слегка подрощенную выбраковку, если не удалось продать дешевле и никто из знакомых не взял. Максу было всего полгода. И судя по его состоянию, он некоторое время жил на улице. Хотя маленькие собаки редко выживают вне стен дома. Но он смелый и умный пёс и у него хватило мужества и ума дожить до своих хозяев. Дожить и найти. Мы ему очень благодарны за это.
 

Пёс Макс и кот Степан

Недавно мир подкинул нам проблемного кавказца-четырёхлетку с говорящей кличкой Дар. Вот, занимаемся… Уже немного приходит в себя после смены целой череды хозяев и никомуненужности. Собака из очень элитного питомника, приобреталась по цепочке «для крутизны», чтобы в итоге осесть на одном из загородных долгостроев в компании узбека, который только забрасывал ему в вольер сухой корм. Если не забывал. Первые два месяца ушли на то, чтобы убедить Дара, что не все люди - сволочи. Чистый Джек Лондон и история Бэка. Но сейчас Дар моего мужа считает верховным существом. И потихоньку учится всему тому, что должна знать и уметь собака.

Одного из наших котов – солнечно-рыжего Степана мы купили у старушки за сто рублей. Она, собственно, несла его на помойку. Второго – серо-полосатого Жужу, взяли у знакомого. У него окотилась кошка, и он хотя бы добросовестно пристраивал котят. Парни наши уже шестой год вместе. Степан очень трепетный и заботливый, ласковый. Хотя и ворчун. Жужа – более мужчинский, харизматичный, строгий. Дружат друг с другом и с собаками. По крайней мере – с тремя. Чакой, Дядей Серёжей и Максом.
 

Жужа (слева) и Степан (справа)

С Даром мы пока котов не пересекаем. Но, уверена, и с ним чуть позже коты найдут общий язык. Кавказцы – очень умные псы. Они способны анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения.  Судя по всему, нынешняя ситуация Дару очень по душе, так что «Нельзя!» понадобится разве только первое время.

А.: Очень интересное и многочисленное семейство... Вы еще говорили про двух шиншилл – как эти редкие зверьки очутились у вас дома?

Т.С.: Первую шиншиллу, девочку Хому, «добрые» люди принесли в ветклинику, где работает наша дочь (она учится в Московской ветеринарной академии и параллельно начала практиковать). Оказалось, кто-то завел своему ребёнку живую игрушку, как водится. Но забыли объяснить, что с живыми, в отличие от плюшевых, надо заниматься. Заботиться. Содержать в клетке должного размера. И так далее. Ребёнку забыли объяснить, а самим, видимо, было недосуг. Или вовсе не надо. Бедная маленькая шиншилла от тоски, заброшенности и нелюбви стала грызть себе лапы. И заимела массу прочих проблем. Принесли «лечить» и… не вернулись.

Хома некоторое время жила в клинике, в итоге моя дочь через некоторое время прикупила ей товарища, шиншиллу мальчика Митю. Он у нас тоже из выбраковки. Сам белый, а уши и хвост – серые. Вот его заводчики и продали подешевле «расово-чистых» шиншилл. Ветеринары – не заводчики. Они любят животных, а не породу. И получилось так, что дочь должна была уехать на две недели и принесла шиншилл домой – в клинике зверьки числились за ней, и она опасалась, что за ними не так хорошо присмотрят. И мы их оставили. Клиника – это хорошо. Но свой дом – куда лучше! 

Это невероятно умные и забавные животные. Муж выстроил им вольер в одной из комнат. Митя прекрасно гуляет на шлейке - такой важный господин. Хома очень любит гонять по дому в прогулочном шаре. Когда надоедает – закатывается к себе вольер и лает, мол, открывайте шар. Макс очень дружен с шиншиллами. Хотя в самом начале Митя разок укусил его за нос. Макс очень удивился и расстроился. Но никак не отомстил. Проанализировал ситуацию и принял решение маленького зверька простить. Мудрый маленький пёс. Хома в своём шаре очень любит Макса «торпедировать», мол, давай играть-играть-играть!.. И они играют в догонялки и прятки.     

А.: Да, очень весёлая компания – ежедневный источник позитивных впечатлений и интересных наблюдений. Но вернемся к вашей книге про Пальму. Есть ли в ней другие герои-домашние животные? Кто они?

Т.С.: 
Кот Буржуй – это наш Степан. Они с Максом большущие друганы. Даже частенько спят в обнимку. Степан очень мудрый и всё любит объяснять Максу. Совсем как в книге Буржуй - Пальме.  Иногда это очень странные объяснения. Но всегда очень забавные.

А.: А сложно ли после взрослой литературы писать для детей?

Т.С.: Писать вообще сложно. И легко. Повторюсь: дети – тоже люди. Я пишу для людей. Любознательных людей. Сложно ли писать для людей? А дома строить легко? Писать, как и строить, как и… нужное вставить… не сложно и не легко. Надо любить своё дело и делать его хорошо. Своё дело, мир, животных. Разве это сложно? Это требует времени и терпения. И сосредоточенности.

А.: Если говорить в целом о книге – о чем она?

Т.С.: О приключениях. Разве может быть что-то интереснее приключений?! И о любви. Мир – это любовь. Дружба – это любовь. Взаимопомощь – это любовь. Бог есть любовь, как сказано давно и не мной в одном замечательном сборнике иносказаний и апокрифов. Проще говоря – сказок. Это очень известная книга. Издана самым большим тиражом. Называется Библия. Улыбаемся!..

И, конечно же, моя книга о простых вещах. Почему вода иногда мокрая, а иногда – твёрдая. Почему слишком много конфет без чая – это не так уж и хорошо. Почему для того, чтобы спасти друга, надо для начала самому оставаться в живых. Почему не нужно бояться темноты; где набрать терпения; что есть в первую очередь – время или сосиску (взрослые так часто говорят «время есть»); стоит ли проводить свою жизнь в телевизоре; почему собаки не летают, как ветер; как узнать о том, счастлив ли ты; почему семья – это хорошо. Любая хорошая книга «в целом» похожа на жизнь «в целом».  

А.: Согласны ли Вы, что с помощью литературы можно привить ребенку любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим?

Т.С.: Да, конечно. Хорошей литературой. И личным примером. Если папа и мама любят читать, любят животных – и ребёнок будет любить читать и будет любить животных. Но если папа с мамой будут «заставлять читать» своё дитя хорошие книги, одновременно выбрасывая маленькую больную шиншиллу – вряд ли чтение поможет. В худшем случае ребёнок вырастет таким же, как папа и мама. В лучшем – поймёт, что родители – лицемеры, и вырастет хорошим человеком. «Несмотря ни на что я верю, что в людях есть что-то хорошее!», как говорил главный герой романа Курта Воннегута «Галапагосы». 
 

Макс и Степан

А.: Как Вы считаете, детям какого возраста будет интересна и полезна книга про Пальму?

Т.С.: От трёх до ста трёх… На самом деле книга для маленьких. И для больших. Подростки, пожалуй, не оценят мой труд. Они уже не маленькие – и значит уже не мудрые. Но они ещё не взрослые – и значит ещё не умны. Подростки – страшные отрицатели. Хотя и из этого правила имеются прекрасные исключения. … Меня всегда ставят в тупик вопросы про «возраст чтения». Ей-богу, с тем, есть ли у сосиски время, легче разобраться! Я прочитала роман Золя «Земля» в девятилетнем возрасте. И с удовольствием перечитываю «Маленького принца» в сорок три. И до сих пор рыдаю, в тысячные и тысячные разы перечитывая «Рассказ собаки» Марка Твена… Так что моя книга подойдёт для тех людей, которые уже умеют читать. И любят читать.

А.: Ваша дочь читала книгу?  Если да, то, какими были её впечатления, отзыв?

Т.С.:
 Да, конечно! Она мой второй редактор и второй самый первый критик. Сразу после мужа. Первый её комментарий: «Если бы я не знала тебя так хорошо, я бы сказала, что ты стала мудрее». Решайте сами, что она имела в виду (смеется). Уже напечатанную книгу она читала вслух в ветеринарной клинике. Почему-то всех её коллег рассмешила уже упомянутая мною история о времени сосиски. Кто поймёт этих взрослых? (улыбается)

А.: В книге много забавных иллюстраций. Долго ли искали художника?

Т.С.: Да. Очень долго. С того самого утра, когда села за рукопись, до самого позднего вечера того же дня. Муж вернулся с работы и я сказала ему: мне нужна визуализация! Чтобы художник, который потом будет иллюстрировать книгу, имел представление о том, «что хотел сказать автор». Ты меня знаешь очень хорошо, понимаешь, что я хотела сказать, даже если я это всего лишь подумала – тебе и карандаш в руки. Он, конечно, пытался избежать. Но уж если мне что-то взбрело в голову…

А потом иллюстрации понравились редакции, и мы решили: «раз уж так получилось, то пусть идёт как идёт». К тому же, чёрно-белые иллюстрации хороши тем, что они развивают воображение. И я бы на месте родителей позволила детям раскрашивать книгу о малыше «Пальме…» и его приключениях. А уж когда малыш Пальма станет знаменитым, забуреет, то его непременно ждут издания на глянцевой бумаге, с иллюстрациями известных художников, которые будут считать честью проиллюстрировать книги о его приключениях.

Подобное в истории литературы случалось не единожды. Такие книги те люди-дети, которые раскрашивали маленького чёрно-белого Пальму, поставят на полку, став хорошими взрослыми людьми. А своим детям купят чёрно-белого.

А.: Судя по названию первой книги, Вы планируете продолжать серию историй про щенка Пальму. Когда можно ждать следующую?

Т.С.: Полагаю, весной.

А.: А в ваших «взрослых» книгах есть персонажи-животные?

Т.С.: Животные всегда в моих книгах.  Я пишу о жизни. И, значит, о животных. Они – неотъемлемая часть жизни. Иногда это очень печальные истории, как мой рассказ «Облики» из сборника «Двойное дыхание». Или как первые три новеллы «Большой собаки». Иногда страшные, но со счастливым концом – как история кота в романе «Коммуна». (Увы, и тут была та самая платформа достоверности.) Но мне очень хочется, чтобы люди берегли в себе человека. Любили друг друга, любили детей и животных. Животных, которых человек одомашнил, пообещав преданность, дружбу и заботу. И увы нам…  Мир бывает разным.
 
***
«… Буржуй, перевернувшись с боку на бок на своём подоконнике, проворчал:
- Забил маленькому глупышу голову!
- Не ворчи, - примирительно ответил ему Тот Кто. – Зато когда он проснётся – он будет знать, что мир таков, каким он сможет себе его представить.
- И что же в этом хорошего?! Ты-то сам знаешь, каков он!
- Это не важно, что я знаю. Сегодня мир таков, какой он есть. А завтра, благодаря этому маленькому глупышу, он, возможно, станет другим.
- И кто тебе сказал, что другой мир будет лучше?
- Никто не сказал. Я просто надеюсь на это.
- Эх, - вздохнул Буржуй напоследок. – Не верю я.
Но всё-таки, закрывая глаза, перед тем, как заснуть, он на секундочку представил себе мир, где все счастливы.» 


Благодарим писателя Татьяну Соломатину за интервью и предоставленные фотоматериалы. http://animal.ru


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: