В мире нет психоаналитика лучше, чем щенок, облизывающий ваше лицо.
Собака скрасит старость
Категории: Собака и человек
В Москве запущен социальный проект «Друг для друга», направленный на помощь одиноким людям зрелого возраста. Суть его в том, что в приютах выбираются подходящие по параметрам собаки — со спокойным характером, небольших размеров и молодого возраста. После чего животные проходят специальный курс обучения: помимо выполнения традиционных команд, их учат не тянуть поводок, не бегать за велосипедистами, спокойно относиться к детям, не реагировать на других животных, переносить поездки на общественном транспорте. После обучения за собакой закрепляется персональный куратор (он поможет адаптироваться животному) и начинаются поиски нового хозяина.
«Мы нацелены на людей предпенсионного и раннего пенсионного возраста, это 48–65 лет, потому что людям старше зачастую самим нужна помощь, им сложно заботиться о собаке. В Москве людей подходящего возраста по состоянию на 2013 год было более 3 млн, из них почти 2 млн можно назвать одинокими или не ведущими активную социальную жизнь.
Доказано, что риск преждевременной смерти у одиноких пенсионеров на 70% выше, чем у семейных дедушек и бабушек.
В то же время бездомных собак в городе очень много. Живут они не 12 лет, как положено в среднем, а два года. Мы решили сделать так, чтобы люди и собаки спасли друг друга», — рассказала «Газете.Ru» Юлия Вердесие, креативный стратег компании ЭМГ, которая совместно с фондом «Не просто собаки» запустила проект.
Наталья — вдова, уже три года на пенсии. Внуков еще нет, а дети живут своей жизнью. «Я такой человек, что мне нужно о ком-то заботиться, ради кого-то просыпаться, куда-то идти, — говорит она. — Я очень люблю гулять, но одной гулять скучно и даже как-то неловко — словно я бездельница какая-то. Совсем другое дело — гулять с собакой».
Волонтеры «свели» Наталью с Джеттой. О первой встрече с четвероногой любимицей Наталья рассказывает, едва сдерживая слезы: «У меня екнуло сердце. Джетта очень похожа на собаку, которая жила у нас с мужем раньше».
У Натальи, как у многих пенсионеров, есть много свободного времени, которое она знает, чем теперь заполнить: прогулки не только утром и вечером, но еще и днем, общение с новыми друзьями.
«Раньше я не любила вечера: вечером, когда все вокруг затихает, особенно чувствуется одиночество. А теперь наоборот: вечером сделаны все дела, и мы с Джеттой, уставшие, вместе засыпаем», — рассказывает Наталья.
62-летняя Галина Колесникова раньше работала научным сотрудником, на пенсии переехала в город Пено Тверской области. Там у нее свой дом, хозяйство, дети и внуки — уже давно москвичи — навещают, но не так часто, как хотелось бы. Женщина пыталась найти увлечение, занялась пением, но мечтала о ком-то заботиться. Галина взяла собаку Федора — раньше он жил под заброшенной машиной, где прятался от постоянно нападавших на него более крупных животных. От старой жизни у него осталась только молчаливость, он редко подает голос. В остальном же это вполне счастливый пес, который много гуляет с довольной хозяйкой.
Кошек к проекту решили не привлекать. По словам Вердесие, они более независимы, меньше проявляют чувства к хозяину, к тому же с ними не надо гулять — а это главная цель проекта в социализации пенсионера. «Хотя если человек не будет в буквальном смысле одиноким, например это пожилая пара, мы, конечно же, тоже по программе отдаем собак», — добавляет она.
Городской департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства уже одобрил проект и намерен в ближайшее время обсудить детали информационной кампании для акции. Как сообщила «Газете.Ru» заместитель руководителя департамента Наталия Кораблина, проект может быть распространен на все московские приюты. В них сейчас содержится 18 тыс. собак и кошек.
По статистике департамента ЖКХ, новую семью обретают 15–20% бездомных животных. Хотя у многих животных из приюта стойкий иммунитет, они не капризны и больше всего хотят нравиться хозяевам, так что с ними значительно меньше хлопот, чем с породистыми собаками из специализированных питомников.
Система отлова и содержания уличных собак и кошек в 2015 году будет существенно усовершенствована. Как рассказала «Газете.Ru» начальник управления озеленения городских территорий и городской фауны департамента ЖКХиБ Светлана Сафронова, установлены единые дни для «переписи собачьего населения». Для уличных животных это 15–17 октября, а для приютских — последние числа декабря.
Бригады ловцов теперь обязаны иметь форменную одежду и автомобиль с названием компании и телефонами, чтобы их не путали с догхантерами. Также у них должен быть сканер, определяющий, чипировано ли уже животное или нет: если чип есть, то это значит, что собаку не надо отправлять на вакцинацию и стерилизацию. А для того, чтобы они четче понимали, на какую собаку поступила «ориентировка» от управы, департамент планирует разработать классификатор для описания животного.
Предполагается, что это будет аналог фоторобота для людей, только вместо форм носов или овалов лица будут описываться типы ушей или цвет шерсти.
«Департаменту информационных технологий Москвы дано поручение разработать электронную базу всех бездомных животных, так что москвичи смогут увидеть, не попала ли их сбежавшая собака в приют. Также мы рассчитываем, что появится возможность в автоматическом режиме подать заявки на отлов животного, отследить, куда его потом направили, — продолжает Сафронова. — Приюты должны разработать правила посещения, сделать сайты с «портфолио» подопечных. Есть предложение создать при каждом приюте группы общественного контроля».
Отдельные меры предусмотрены для работы с волонтерами. В частности, генеральный директор некоммерческого партнерства «Центр защиты животных» Валентина Лебедева считает, что надо обязательно ввести запрет на работу с волонтерами, находящимися в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. «Когда волонтеры ведут собаку из приюта гулять, нужно, чтобы они отмечались в книге помещений при приюте. Также стоит активнее привлекать к посещению приютов семьи — дети скорее уговорят родителей взять домой собаку, чем самая лучшая реклама», — резюмировала она.