Если у тебя есть собака, ты не сможешь спать допоздна и сутками не бывать дома. И это прекрасно.

У приютов денег нет - хоть вой
У приютов денег нет - хоть вой
Категории: Волонтёры
Мы проверили, как живется бездомным псам на гособеспечении.
В последние дни москвичи о проблемах собак говорят больше, чем о своих собственных. Одну животину на балконе 4 месяца держат без еды и питья, вторую уводят прямо из-под носа у слепой хозяйки и отдают в приют...
На этом фоне в соцсетях поднялась новая волна сообщений о том, как плохо в Москве обстоят дела с приютами для питомцев. Главная претензия зоозащитников - собаки содержатся в ужасных условиях. За ними практически нет ухода, голодают, и вообще никому до них дела нет. Настоящий концлагерь!
Я попробовала выяснить, так ли это на самом деле.
СТАРАЯ ЗНАКОМАЯ
...И поехала я к одной нашей старой знакомой. Героине нескольких громких публикаций «КП» - руководителю благотворительной автономной некоммерческой организации «ЭКО» Вере Петросьян. В ведомстве Веры Владимировны - шесть столичных приютов на несколько тысяч собако-мест. Половина московского рынка (да-да, это именно рынок, и деньги крутятся тут немалые, об этом - чуть ниже). Сюда же относится и ветцентр «Лига», где бездомных животных чипируют и стерилизуют. В декабре 2013 года Контрольно-счетная палата Москвы проверила деятельность организаций и выявила, что с апреля по декабрь 2013 года из 2,7 миллиарда рублей, выделенных на бездомных собак и кошек в Москве, исчез миллиард. Доказать прямую причастность Петросьян к хищению столь большой суммы не удалось. Сыщики набрали доказательств лишь на миллион. Но и этого было достаточно для возбуждения уголовного дела. Правда, статью потом переквалифицировали на более мягкую, Петросьян вернула должок, а потом и вовсе попала под амнистию (подробности - на сайте kp.ru). Как теперь обстоят дела в приютах «ЭКО»?
ЖУРНАЛИСТАМ ВХОД ЗАКАЗАН
Приют узнается по запаху. Дурман такой, что хочется бежать прочь и никогда не возвращаться.
Журналистов в собачьи кулуары не допускают, волонтеров-новичков тоже. Убеждаю сурового дядьку-охранника, что хочу взять из приюта дворнягу. Срабатывает.
На первый взгляд собачьи апартаменты выглядят довольно прибранно. Внутри клеток, где живут по две-три собаки, установлены крепко сколоченные деревянные будки. На полу в вольере опилки, два ведра с кормом и ведро воды.
Но и без приютов у дворняг перспектива одна - бродяжничать. Фото: Евгения ГУСЕВА
ВОЛОНТЕРЫ ПОКУПАЮТ КОРМ НА СВОИ
- Это только снаружи все аккуратно, - говорит одна из волонтеров в приюте на окраине Москвы (по просьбе женщины мы не называем район). - Убирать-то некому, тут из всех работников-таджиков осталась пара человек, многие уволились. Зарплаты не было с апреля, а им и так платили всего по 10 тысяч рублей.
Изнанка собачьей жизни не так привлекательна: в проходах и внутри вольеров -все в испражнениях, валяются дохлые крысы, еда и вода есть не у всех животных.
- Я бываю раз в неделю, чаще не могу, - жалуется волонтер. - Даже не знаю, сколько они не кормлены. Корм, который закупило руководство, - не самый лучший, в составе высохшая кукуруза, соя и рыбная мука. Через несколько месяцев такой еды собака может и лапы двинуть. Я свои деньги с пенсии трачу на нормальную еду для этих псов.
Волонтер просила не писать ее имени. В противном случае женщину больше сюда не пустят, а без ее помощи бездомным дворнягам будет еще тяжелее.
Породистых тут не держат. Петросьян отправляет их в приюты поприличнее. Возможно, оттуда она пристраивает их покупателям - а что, лишняя копеечка в кошелек. Это же бизнес.
ХВОСТАТАЯ АРИФМЕТИКА
По нормам Департамента экономической политики и развития Москвы, на одну собаку в день приходится 174 рубля. Всего именно в этом приюте (а их, напомним, шесть) - около тысячи псов. Получается, грубо говоря, 174 тысячи рублей в день, или 62 миллиона рублей в год. Волонтеры уверяют: в лучшем случае собаку кормят на 10 рублей из этой суммы. Куда уходит остальное?
Часть - на зарплату рабочим, часть - на содержание приюта... Но я лично убедилась, каково убранство в вольерах и чем кормят животных-бедолаг...
Раньше, говорят, в приюте было еще жестче: животных избивали, виртуально стерилизовали (ну то есть просто выпускали на волю без всякой процедуры) или дважды чипировали: сначала одной псинке чип вживят, потом вытащат и другой - его же. А оплачено, как полагается, два разных чипа.
- Теперь такой откровенной дикости вроде бы нет, хозяйка боится после ряда публикаций о приютах в СМИ, хотя поручиться не можем, - говорят волонтеры.
«УГОЛОВНАЯ СТАТЬЯ НЕ РАБОТАЕТ»
Зоозащитники - люди впечатлительные и оттого излишне эмоциональные, что, кстати, очень часто работает против них. Ведь чиновники и следователи любят сухие факты.
Однако и зоозащитники говорят: позитивные перемены в приютах есть.
- Сейчас собаки содержатся не по 6 месяцев, как было раньше, - говорит Валентина Лебедева, руководитель некоммерческого партнерства «Центр защиты животных». - Теперь власти оплачивают пожизненное содержание. Это, конечно, прогресс. Еще важный момент: статья 245 УК РФ («жестокое обращение с животными») не работает, там нигде не сказано, что содержать животное без воды и еды - жестокость, она не дает нам никаких рычагов, к сожалению. То есть закон, конечно, должен быть усовершенствован.
Фото: Иван ВИСЛОВ
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Содержим за свой счет»
С директором БАНО «ЭКО» Верой Петросьян мне удалось поговорить по телефону.
- Мы выполняем городскую программу много лет, у нас все документы в порядке, к нам регулярно приходят проверяющие службы, - рассказала мне Петросьян. - В вольерах два вида сухого корма. Мы зимой их поим теплой водой, у нас есть тент, который воду греет для этого специально. Что касается новых волонтеров, то принимаем всех, никому не отказываем.
- А говорят, что новичков не берете...
- Вообще у нас 2 тысячи волонтеров, кроме них, у нас в каждом приюте по 35 рабочих. Да, животные содержатся пожизненно и на них выделяются деньги в приютах, которые сданы городу (то есть находятся на балансе муниципалитета, а БАНО «ЭКО» обслуживает их по городской программе согласно госзаказу. - Ред.) Таких у нас всего два - в Кожухове и Зеленограде.
- Есть данные мэрии, что деньги вам выделяются из расчета 174 рубля в день на одну собаку.
- Это не так. По новым данным, от 2 марта этого года на собаку приходится 99 рублей в день. Муниципальные приюты, которые находятся в нашем ведомстве, недостроены, поэтому финансируются не полностью. Они пока не сданы городу, там в идеале должны быть клиники для животных, а построены только вольеры. Кошатники мы вообще строили за свой счет. Вообще у нас всего 7253 собаки, а содержание оплачено мэрией только для 3285. Остальных за свой счет держим.
- Это происходит из-за того, что недостроены приюты?
- Да.
- А кто должен их достраивать и за чей счет?
- Этим должны заниматься городские власти.
- Если все же вы содержите собак на собственные средства, то на чем зарабатываете?
- У нас два источника - благотворительные средства и госконтракт.
ОФИЦИАЛЬНО
В префектуре ЮВАО мне подтвердили, что в приют «ЭКО» их сотрудники наведываются регулярно. И все нарушения там устраняются быстро. Интересно, дохлые крысы - нарушения или норма? Спросила я и про финансирование.
- Мы знаем, что точки зрения на содержание собак у руководства приюта и волонтеров разнятся, - говорит начальник управления делами префектуры ЮВАО Александр Шустров. - Поэтому здесь возможно в скором времени создание общественного наблюдательного совета.
«КП» будет следить за тем, куда тратятся бюджетные средства на содержание бездомных животных.
Источник: kp.ru, Автор: Надежда ИЛЬЧЕНКО