В мире нет психоаналитика лучше, чем щенок, облизывающий ваше лицо.
Засада на фаст-фуд
Категории: Периодика
Палатки у Савеловского вокзала. Мужчина средних лет, купив шаурму, неторопливо отходит от киоска, начинает жевать и вдруг вздрагивает от басовитого лая: сзади подкрался какой-то барбос. Шаурма падает из рук, дядька досадливо морщится, а пес спокойно доедает упавшую еду.
Через несколько минут снова слышится лай — и с шаурмой расстается парень лет 17.
— Метод «засады со спины» активно осваивается московскими псами, — рассказывает сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. Северцева РАМН Андрей ПОЯРКОВ. — Тут главное — определить, кто из покупателей фаст-фуда достаточно пуглив. Но собаки — отличные психологи. Они знают людей лучше, чем мы — собак!
По мнению зоологов, столичные псы резко начали умнеть в 1990-е годы. Тогда многочисленные промзоны, где обитали собаки, стали переносить за МКАД, а на их месте строить торговые центры и жилые кварталы. В домах — мусоропроводы, а новые контейнеры для псов неудобны — трудно забраться. Дворняги быстро сориентировались. Перестали рыскать по помойкам и освоили попрошайничество лучше профессиональных нищих.
Помогло барбосам появление уличных фаст-фудов. Гуляю по Тверской. Возле «Пушкинского» несколько киосков с едой. Три собаки, развалившись на асфальте, лениво поглядывают на покупателей. Рядом с ними — куски вареной картошки, но псы не притрагиваются. Сейчас еда получше будет! Вот девушка покупает сосиску, садится на скамейку. К ней тут же подходит пес и, положив морду на колени «клиентке», умильно заглядывает в глаза. Девушка улыбается и отламывает кусок сосиски.
— Городские собаки настолько социализировались, что самые умные и ленивые уже даже не тратят усилий на добычу пищи, — поясняет зоопсихолог Андрей НЕУРОНОВ. — Они просто ложатся в людном переходе метро и ждут, пока им бросят еду. Среди десятков тысяч пассажиров обязательно найдутся люди, которые дадут кусочек.
Реагируют на «зеленых человечков»
Как только в столичном транспорте исчезли кондукторы, псы стали осваивать автобусы, троллейбусы и трамваи. Спокойно проходят под турникетом, а иногда, заходя в салон, даже залезают на свободные кресла!
Кроме того, собаки научились переходить улицу на зеленый свет. Многие наверняка видели, как четвероногие послушно стоят перед зеброй и ждут, пока остановятся машины.
— Они реагируют не на свет (собаки плохо различают цвета), а на появление фигурки человечка на линзе светофора, — поясняет Андрей Неуронов. — А еще следят за людьми. Пешеходы пошли — значит, и им можно. Мы наблюдаем настоящую психоэволюцию московских собак. Они становятся мобильнее и лабильнее — то есть все больше путешествуют и активнее общаются с людьми.
Собачья элита
Настоящая элита московских четвероногих — метро-псы. По данным ученых Института проблем экологии и эволюции, их в городе около пяти сотен. Эти собаки считаются самыми смелыми и умными, ведь спуститься под землю, да еще на эскалаторе, решится не каждый барбос. Зато в метро четвероногие одновременно получают и кров, и еду. Ведь в подземке тепло в любое время года и всегда найдется добрый пассажир с чем-нибудь вкусненьким! Метропсы не просто катаются в подземке. Они едут на определенные станции, причем заходят почти всегда в первый или последний вагон, чтобы не толкаться под ногами пассажиров на платформе.
— Сначала, конечно, собаки выходят где придется, но постепенно начинают различать станции по запаху, — рассказывает Андрей Неуронов. — К тому же они прислушиваются к объявлениям в вагоне и по сочетанию звуков узнают о приближении нужной станции. Плюс у этих собак очень развито чувство времени. Проехали 20 минут — ага, нужная станция, надо выходить!
По мнению зоологов, псы ездят в метро «на разведку» — чтобы вскоре здесь появились новые дворняги.
«Гастролеры» очень дружелюбные. Они умудряются ладить не только с человеком, но и со стаями собак наверху, где они выходят. А еще метропсы оригинально развлекаются. Они любят... запрыгивать в закрывающиеся двери электричек. Так, чтобы хвост могло прижать! Зоологи считают, что стремление к экстриму у них от сытости. Как, кстати, и у людей.
Метро собаки воспринимают как свою нору. А справлять нужду выходят на улицу или делают это над решетками подземных переходов и станций, куда сливается после уборки вода.
— Самое интересное, что в метро начали спускаться не только кобели, которые всегда смелее и более склонны к авантюризму, но и суки, — говорит Андрей Неуронов. — Это значит, что за освоение метро собаки взялись всерьез.
Специалисты считают, что метропсы не опасны и даже одним своим видом разряжают обстановку в метро, где все торопятся и толкаются. У работников подземки, впрочем, свое мнение.
— Собак в метро быть не должно, — уверен Дмитрий ГОЛОВИН. — Да, многие умницы и выглядят забавно, но иногда в переходах они начинают делить территорию, поднимают лай, дерутся, и пассажиры, особенно дети, пугаются.
ПРОГНОЗ
Грядут войны дворняг? В столице активно сносят рынки, собаки теряют сразу и еду, и кров. Зоологи опасаются, что начнется миграция дворняг и, как следствие, война за территорию. Собаки могут стать агрессивнее.
ЦИФРА
По данным столичной мэрии, на улицах Москвы живут около 30 тысяч собак.
Никита МИРОНОВ