Собаки задают твоим дням ритм и цель. И это прекрасно – жить в одном ритме.
На грани неразведения.
Категории: Периодика
Крупные породы собак могут исчезнуть, утверждают в авторитетном британском клубе собаководов. Все потому, что четвероногим друзьям приходится подстраиваться под меняющиеся вкусы хозяев.
Новость о том, что крупные породы собак в Британии могут оказаться на грани исчезновения, облетела мировые СМИ — при этом все ссылались на Кеннел-клуб, один из самых крупных и старейших клубов собаководства в мире. Как сообщила ITV, сегодня классические породы вроде бобтейла (староанглийской овчарки) и английского сеттера заметно уступают в популярности миниатюрным чихуахуа и французским бульдогам. Никаким хвостом от проблемы не отмахнуться: число регистраций новых чихуахуа с 2009 по 2013 год в этой стране выросло на ошеломляющие 215 процентов. И одновременно: у английских сеттеров (одной из самых старых пород охотничьих собак, ведущих происхождение аж с XIV века) падение на 32 процента, у ирландских волкодавов — на 26 процентов! Виной всему — перемены в образе жизни людей. Эксперты, например, указывают на нехватку жизненного пространства, когда содержать большую собаку негде, да и делать ей среди бетонных коробок города просто нечего. Повлияли и экономические трудности последнего времени (чем меньше питомец, тем меньше нужно его кормить и даже меньше с ним гулять).
"Огонек" обратился в сам Кеннел-клуб, чтобы понять, насколько ситуация действительно серьезна. По словам секретаря клуба Кэролин Киско, она их беспокоит, однако пока все решаемо — спасибо энтузиастам. Масштаб проблемы и необходимость популяризировать ту или иную породу зависят от самой породы: например, короткошерстные колли и оттерхаунды сегодня наиболее уязвимы, а те же английские сеттеры или мягкошерстные пшеничные терьеры всего лишь могут попасть в их компанию в ближайшем будущем.
"Мы собираем данные по собакам, зарегистрированным в Великобритании, хотя нам известно, что подобная проблема есть и в других частях света",— говорит Кэролин. Чтобы окончательно убедиться в масштабности изменений, достаточно вспомнить: по данным Кеннел-клуба, в Великобритании сегодня насчитывают 215 пород собак, а всего в мире их более 400 (по информации некоторых исследователей — около 1000), то есть каждая порода на счету!
— Действительно, держать крупных собак в городских условиях тяжело: и погулять негде, и кормить нужно, и ухаживать. Если с крупной собакой долго не гулять, у нее начинаются проблемы с ногами. Вот только как это сочетать с современным ритмом жизни? — разводит руками Валентин Ильяшенко, завлабораторией сохранения биоразнообразия Института проблем экологии и эволюции РАН.— Сельское хозяйство сейчас тоже изменилось: в Англии, к примеру, все огорожено, работают электросторожа, поэтому у них исчезают в первую очередь служебные и сторожевые собаки. К тому же на туманном Альбионе недавно запретили охоту на лис с собаками. Вероятно, там продолжат держать гончих, чтобы сохранить породу, но психология собаки, ее качества будут меняться.
По словам эксперта, у отечественных четвероногих схожие проблемы: в России недавно были сдвинуты сроки охоты, негде стало притравливать тех же легавых на полевую дичь. Говорят, и в Росохотрыболовсоюзе, и в известном спортивном обществе "Динамо" сейчас если не паника, то большая обеспокоенность: несколько пород может быть утеряно! Кто же будет кормить и содержать специальных собак, если охотиться с ними негде?
— Многие охотничьи или служебные собаки сегодня действительно утрачивают привитые за долгое время навыки,— говорит Ильяшенко.— Например, у меня есть цвергшнауцер. Цвергшнауцеры — древнегерманская порода, изначально они были крысоловами и охраняли кибитки. И когда мы гуляем, она все время лает на детей, потому что у нее в крови не отпускать детей далеко от дома! Эти качества сохранялись на протяжении столетий, но сейчас постепенно размываются — именно потому, что невостребованы.
Получается, четвероногие страдают от социальных перемен? Эксперты Кеннел-клуба уверены: не только! Они обнаружили, что на популярность тех или иных пород сильно влияет поп-культура и... знаменитости. Тенденция на первый взгляд не нова, можно вспомнить настоящий бум колли в Советском Союзе на волне успеха фильма "Лесси". Однако выкладки британцев демонстрируют — это невероятно актуально и сегодня! По словам Кэролин Киско, сразу после успеха фильма "101 далматинец" число зарегистрированных далматинцев за год выросло на 800. Ну, а когда какая-нибудь звезда обзаводится питомцем, тут и вовсе жди настоящего бума. К примеру, с 2003 по 2013 год в Великобритании зафиксировали рост регистрации французских бульдогов до 6600. Откуда такая любовь? Ими владеют многие знаменитости, например Леди Гага. Не менее популярны чихуахуа, такой миниатюрный пес по кличке Динь-Динь есть, к примеру, у Пэрис Хилтон. Речь не только о собаках — после Гарри Поттера в зоомагазинах резко вырос спрос на сов, правда, многие покупатели просто не знали, что делать с ними дальше.
У массовых "помешательств" на тех или иных животных свои побочные эффекты. Например, распространение всевозможных канареек и попугаев, этаких "елочных игрушек", сказалось на культуре содержания в неволе диких птиц. Во многих странах она почти утеряна и требует восстановления. Есть и еще опасность: даже если удается восстановить тот или иной вид, он, попадая в естественные условия, может генетически повлиять на... своих диких сородичей.
Это еще полбеды, многих домашних животных мы уже потеряли или можем вот-вот недосчитаться. Валентин Ильяшенко отмечает: например, во время Второй мировой войны в России были утеряны уникальные породы кур — их попросту съели, и только сейчас пытаются восстановить (такие эксперименты, в частности, предпринимают сразу в нескольких регионах). То же самое с гусями — знаменитые бойцовские гуси почти исчезли и сейчас породу с трудом реанимируют.
Драматичная история с овцами — символом наступающего, 2015-го. В Калмыкии веками существовала знаменитая мясная порода, вес одного животного доходил до 100 кг. Однако она практически исчезла, и сегодня, по словам Ильяшенко, ее с трудом восстанавливают. При этом на Кавказе, к примеру, были почти утеряны так называемые шашлычные овцы, их, к счастью, тоже недавно хватились. Среди других потерь — особые лошади, которые возили знаменитые русские тройки. "Собачья доля" у тягловых лошадей и домашних оленей...
Владимир Кревер, руководитель программы по сохранению биоразнообразия WWF, вспоминает о ванских кошках. Их не досчитались в свое время в Армении: обнаружили, что эти кошки почти исчезли, и заново, по всему миру, собирали, чтобы восстановить породу.
— Реанимировать породу — это большая проблема,— говорит эксперт.— Хорошо, если она, допустим, сохраняется в каких-то специально созданных центрах или у энтузиастов.
А вот с чем сейчас нет проблем, так это со всевозможными гибридами. Их стало появляться больше, а сам процесс гибридизации пошел быстрее — с помощью химических препаратов теперь можно обходить различные биологические барьеры. И вот уже есть зубробизоны, хонорики, лигры (гибрид льва и тигра)...
Что касается биоразнообразия домашних животных, в частности собак, то в Кеннел-клубе настроены все же оптимистично. Например, за последние пару лет в Великобритании зарегистрировали иностранные породы, вроде венгерского пуми и португальского пойнтера.
"При таком разнообразии пород каждый, кто хочет завести собаку, может найти себе ту, что идеально соответствует стилю его жизни",— подытоживают в Кеннел-клубе. А отечественные специалисты вспоминают про знаменитого хорька-альбиноса — фуро, изображенного на картине Леонардо да Винчи "Дама с горностаем". Когда-то он был выведен древними египтянами, умел охотиться на крыс, но считался редкостью. Сегодня его можно купить практически в любом зоомагазине.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2633993