Ни одна собака не подсунет человеку свинью.
"Я умею смешно пищать и скулить". Витебский фотограф-анималист рассказала о секретах своей профессии
Категории: Периодика
Как усадить перед фотокамерой веселого щенка, которому хочется бегать и играть? Как заставить позировать гламурную капризную кошку, которая и собственного-то хозяина не всегда слушается? С этими задачами прекрасно справляется витебский фотограф-анималист Лилия Кулененок.
Сегодня Лилия - герой очередного выпуска проекта "Витебский креатив TUT". Она делится с нами секретами своего непростого, но очень увлекательного хобби.
- Много ли в Витебске фотографов, которые специализируются на съемке животных?
- Мне кажется, нет. Возможно, даже я одна такая. Нормальные же люди снимают свадьбы... Кто захочет два часа бегать на задних лапках перед животными, пищать, хрюкать и скулить? А я вот получаю от этого большой кайф. В этом жанре фотографии сошлись все мои страсти - любовь к животным и натюрморту, - объясняет Лилия.
До рождения сына Платона она преподавала на кафедре дизайна на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета. Но художник не перестает им быть и в декретном отпуске. Поэтому время, свободное от воспитания ребенка, Лилия посвящает фотосъемке. Она может работать в разных жанрах, но самый любимый - анималистика.
"Фотографией я увлеклась лет восемь назад. Другие женщины покупают шубы и украшения, а я - объективы. Свой первый профессиональный фотоаппарат взяла в кредит, так как преподавательская зарплата не позволяла сделать такую дорогую покупку. Поначалу снимала цветочные композиции. Позже у меня был "улиточный период". Улитки жили у меня дома, и я придумывала с ними различные сюжеты для съемки. После этого перешла на животных. Сразу фотографировала своих домашних питомцев, затем - собак друзей и знакомых", - вспоминает Лилия Кулененок.
Одним из первых снимков в "звериной" серии стал вот этот. Автор назвала его "Территория дружбы". "Это фото многим понравилось, оно "выстрелило" на нескольких сайтах, где я его разместила. И это вдохновило меня на дальнейшее творчество в этом направлении", - признается Лилия.
Но были и недоброжелатели: "На специализированных сайтах, где общаются профессиональные фотографы, съемка животных считается дурным тоном. Крутым считается ню, натюрморт, арт и другие жанры. Поэтому, увидев мое новое увлечение, на меня накинулись гуру фотографии: "Ты деградируешь как художник! Делая "котофотки", ты перестала быть фотографом". Я умею работать в разных жанрах, участвую в выставках. Но любимым направлением все же остается съемка животных. И я решила никого не слушать и не изменять себе".
- Но как вам удается найти общий язык с животными?! Ведь кошку или собаку не усадишь смирно перед объективом...
- Животных я люблю с детства. У меня всегда были котики, собачки, кролики. Хотела даже пойти учиться на ветеринара. Но судьба сложилась так, что сразу училась в педучилище в родных Барановичах, а потом - на витебском худграфе. Помню, на всех занятиях по композиции рисовала лошадей...
Поэтому животные чувствуют, что я их люблю. Общий язык удается найти практически со всеми. Но, конечно, приходится попотеть. Представьте, два часа тебе нужно бегать перед собакой, бросать котенку клубочек, издавать какие-то звуки. Я умею смешно пищать и скулить. Собаки и кошки, конечно, реагируют на разные игрушечные пищалки, гремелки. Но им это быстро надоедает. А если собаке скучно, то она будет в идеальной стойке, но с пустым выражением в глазах. Такой снимок, конечно же, неинтересен.
Поэтому нужно, чтобы животное вошло в образ. А для этого его надо "привкуснить", угостить сосиской или еще чем-то, дать побегать, а потом как-то заинтересовать. И щелкнуть в нужный миг. Огромная радость, если у меня есть идея и животное на нее работает.
Если из двухсот кадров получается пять удачных, Лилия счастлива. Особенно трудно снимать уиппетов - они носятся со скоростью света.
Съемки длятся 1-2 часа. "Больше ни я, ни животное не выдержим", - улыбается собеседница.
В фотостудию художница превратила собственную квартиру. Во время работы старается выпроводить из дома всех домашних. Но иногда, если некому присмотреть за сынишкой, приходится фотографировать животных с малышом на руках. Можно только удивляться виртуозности этой женщины - и снимки классные получаются, и ребенок досмотрен!
Чаще всего владельцы приносят своих питомцев на студийные съемки. Обычно их красивые портреты они хотят иметь перед выставками или вязкой. Некоторые приходят с грумером. При студийном свете он укладывает животному все шерстинки, наводит лоск и красоту.
Бывают фотосъемки и на пленэре.
Лилия заметила, что среди собачников больше желающих запечатлеть своего любимца во всей красе, чем среди кошатников. Но снимки "мурлык" от этого не становятся менее умилительными.
Фотограф не скрывает, что с некоторыми породами ей работать интереснее: "Допустим, английских бульдогов у меня уже три вагона - столько раз я их снимала. Поэтому уже трудно увидеть в них что-то новое. А вот если я готовлюсь какую-то породу фотографировать впервые, то читаю о ней все, что нахожу. Ведь у каждой породы - свои требования к стандарту, и во время съемки их нужно соблюдать. Но собаки, бывает, не хотят стоять в такой стойке, приходится держать им голову или хвост. Потом в фотошопе убираю руки...".
Интересным у Лилии получилось сотрудничество с детским познавательным журналом "Кважды Ква". Для него она делала не только снимки, но и писала тексты.
Фотографу приходится самой продумывать и реквизит для съемок. Какие-то вещи она заказывает, что-то мастерит или шьет сама. К примеру, вот эти милые береты Лилия перекроила из костюмчика сына.
Некоторые фотосессии бывают праздничными и тематическими. К примеру, новогодними.