Собака — единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя.
Каких же целей должен достичь дрессировщик? Давайте обратимся за ответом к одному из наших авторов!
У каждого курса дрессировки должна быть цель, то чего надо достичь, приложив определенные усилия, и задачи — то, что надо сделать, чтобы достичь этой цели.
Иногда, целей бывает несколько. Например, цели у спортивных курсов дрессировки служебных собак могут быть следующими:
1. Cдача нормативного экзамена и получение соответствующего документа (диплома), который переводит собаку в рабочий класс. После чего она получает допуск к участию в племенной работе;
2. Участие в спортивных соревнованиях;
3. Использование собаки (после незначительной переподготовки) в практических целях, например, в розыскной работе, на охоте.
Но очень часто, на курсы спортивной дрессировки идут владельцы собак с проблемным поведением, рассчитывая с помощью такой дрессировки исправить вредные привычки своих питомцев и сформировать бесконфликтные взаимоотношения с собакой. Иногда, это помогает, иногда — нет. В чем же дело?
Конечно, «образование» еще никому не повредило, но образование ведь бывает разное!
Не надо далеко углубляться в прошлое. Все мы помним, сколько драгоценного времени мы все потратили получая высшее образование. Инженеры, биологи, художники, музыканты (и все прочие) изучали пресловутые марксистко-ленинскую философию и политэкономию социализма. Если первая была лишь малой частью философского наследия человечества, то вторая дисциплина была откровенной фальсификацией — лженаукой! И ведь учили, а некоторые (поверившие в светлое будущее) — так добросовестно, что сдавали на пятерки!
Вы думаете, что сейчас что-либо изменилось? Нет, и еще раз нет! Куда девать огромный класс «верноподанных» профессоров, усердно (нередко в поте лица) промывающих незрелые мозги студентов? Они и сейчас там, немного переквалифицировались, подретушировались, осовременились и успешно трудятся (на новую власть) и получают зарплату!
Вот и в собаководстве, ситуация аналогичная. Куда, скажите, пожалуйста, девать огромную армию дрессировщиков из ДОСААФ (понятно, что и из МВД, Армии, Флота)? Которые 70 лет пропагандировали отечественные разработки спортивные курсы для тестирования собак, использующихся впоследствии в конвойной службе в ГУЛАГа: ОКД (общий курс дрессировки) и ЗКС (курс защитно-караульной службы)? Кушать то и им хочется! Вот и стараются вовсю. Я слышал, что эти «умники» даже сделали курс ОКД обязательным для собак всех пород (!), в том числе и охотничьих! Я бы хотел узнать, хоть один ОКД-шник хоть раз видел, что делают на охоте легавые собаки? В сравнении с их подготовкой, любая подготовка служебных собак — это детский сад для недоразвитых!
Этот вопрос уже настолько назрел, что я в ближайшее время освещу его в отдельных статьях, а пока, вернемся к нашим «баранам» и на данном этапе, Вам, дорогие мои владельцы проблемных собак, надо просто принять к сведению, что у всех курсов спортивной и прикладной дрессировки собак такой цели — исправления вредных привычек — никогда не было, а поэтому, профессиональные дрессировщики (традиционалисты) ничего толком о том, как решать поведенческие проблемы, не знают!
Не верите, посмотрите учебники по дрессировке собак, написанные лучшими специалистами — в каждом найдете раздел посвященный проблеме исправления вредных привычек у собак. Методы, предлагаемые авторами, их исправления, не имеют никакого отношения к дрессировке!
Поскольку цель нашего Начального курса дрессировки ЛИРОС — формирование гармоничных взаимоотношений между собакой и человеком в реальных условиях их жизни (в доме, в городе, в сельской местности), то и схемы взаимодействия собаки с человеком, которым мы будем обучать собак для ее достижения будут кардинально отличаться от тех, которые используются в спортивных, прикладных или цирковых курсах дрессировки собак.
То есть, в отличие от традиционных курсов, где разучиваются формальные упражнения, отдаленно и упрощенно имитирующих основные моменты рабочего использования собаки или какой-либо норматив (например, садиться по команде и сидеть определенное «нормативом» время), мы будем обучать собаку социальному взаимодействию с владельцем на принципах иерархии «старший-младший», «начальник-подчиненный».
Важно не забывать, что чем сильнее развиты у Вашей собаки рабочие способности, проявляющиеся в желании собаки кусать что-либо или кого-либо, бороться за лидерство (игрушку, место для отдыха, чашку с кормом, косточку …), искать и знакомиться с окружающими живыми и неживыми объектами среды, тем насущнее будет требование — дрессировка ее с позиций Лидерско-ролевого обучения и последующее обращение с ней, как с членом вашего рабочего коллектива (в первую очередь)!
Желаю Вам гармонии во взаимоотношениях с собакой!
Константин Плосков