Для человека очень естественна связь с животными. Это хорошо видно по детству. Маленький ребенок, если ему не внушили страх и чувство опасности - тянется к животному миру. Бегает за птицами, берет в руки насекомых, кошек и собак обожает. Его взгляд фиксируется на животных или на их изображении. Они даже ближе детям, чем люди, отсюда и детская субкультура - игрушки медвежата и зайчата, стихи про бычков и слоников, сказки и мультфильмы с персонажами-животными.
Воспитатели и педагоги младших классов формируют представления о мире, этике отношений через сказки и рассказы про животных, где они наделены характерами, привычками, человеческими переживаниями.
Животного можно включать в систему мотивирования: "пошли быстрее домой, надо же хомячка кормить", "сделаем все задания и пойдем с Бобком гулять".
Я бы сказала, что и развитие души ребенка происходит через отношение к животным. Мы поддерживаем любовь к "киске", "собачке", учим заботиться о них, сопереживать: "птенчик потерял маму", "у зайки болит лапка", "у щенка нет друзей". Даже цветочку больно, если его сорвать. Благодаря этому у ребенка развиваются эмпатия, альтруизм как базовые качества для жизни в обществе и построению отношений с людьми.
Другая важная сторона - это получение детьми тепла и энергии от животных. На этом сейчас построены целые направления: иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия.
Для маленького ребенка домашнее животное - любимое существо, вызывающее интерес и восторг, привлекающее внимание, с ним можно играть; для младшего школьника и подростка - это друг, он поймет, поддержит, не предаст. Собаку или кошку можно обнять, получить телесное тепло. На уровне инстинкта в этот момент возникает ощущение: "я не один". Дети разговаривают с животными, рассказывают им о своих обидах и радостях, ведут свои диалогичные монологи. Даже взрослые разговаривают с животными как с людьми. Что там с животными? Разговаривают с цветами, деревьями, камнями.
Нашему мудрому телу спокойнее в близости с природой. Мы не можем вернуться жить в леса и степи, но можем кусочек природы принести в свой дом - в виде комнатных растений и домашних животных.
Глубинно человек ощущает так "Я не один = Я есть". Для ощущения безопасности это принципиально важно. Природа человека социальна. Даже у глубоких интровертов и людей с выраженным аутизмом есть потребности в контакте и общении. Уход, избегание контакта и отношений чаще всего результат психологических травм, полученных в отношениях же. И тогда для обретения опоры человек может выбрать такое же живое существо, но только с которым отношения более понятны и однозначны. Да, и в них могут быть травмы. Самая тяжелая - утрата. Смерь или потеря домашнего питомца переживается людьми, особенно одинокими, крайне тяжело.
Чем отношения с животными понятнее и однозначнее, следовательно, безопаснее в эмоциональном плане? Другой человек, конечно, сложнее, у него есть своя воля, его чувство привязанности не вечно, так как не является в чистом виде условным рефлексом. Отношение других людей к нам обусловлено тем, какой у нас характер, ценности, интересы, какие мы в отношениях. И даже если нас любят, от общения могут отказаться в результате непонимания, конфликта. Столкнуться с отвержением - значит испытать сильную боль, растерянность, потерять уверенность в себе.
Животные не отвергают, не уходят, не говорят обидных слов. Они молчат потому. что не умеют говорить, а не потому, что равнодушны или обижены. Животные едят с руки, радостно встречают у дверей, любят спать рядом. Мы знаем точно, что нужны животным.
Это ощущение нуждаемости кого-то в нас - важно. Мощный источник сил: люди встают из инвалидных колясок, забывают о боли и усталости, чтобы помочь другим. С одной стороны это инстинкт - природа позаботилась о выживании человеческого вида через способность помогать друг другу и даже потребность в этом. Кроме этого - через благодарность за нашу помощь мы получаем признание, чувствуем свою значимость. В мире людей все сложнее: вместо благодарности можно получить наказание, вместо признание - призрение, вместо принятия - отвержение.
Жизнь среди людей правда не простая, нужно много навыков, внутренних ресурсов, нужна базовое доверие людям. На самом деле ощущение невозможности жить среди людей очень субъективное. Все это закладываются и формируется родителями. Ребенку могут еще в детстве внушить, что люди злы, несправедливы, опасны. В таком случае тем более тяжело. Хорошо, если против животных ребенка при этом не настроили.
Недоверие людям может быть как последствие психологической травмы (предательство, насилие, отчуждение) или тяжелых жизненных обстоятельств (утраты, инвалидность, болезнь). Собаки лечат вилянием хвостом, кошки - мурлыканием, рыбки завораживают плавными движениями. Они приносят новые смыслы: за животными надо ухаживать, их жизнь в руках человека. Животных можно воспитывать, учить, что очень интересно. Забавные, даже если не очень дружелюбные. Один мой клиент, который по сути одинок и не общителен, часто присылает милые фотографии своего питомца. Ему хочется делиться своими впечатлениями и так он выстраивает мостик с человечеством.
У зависимых от алкоголя людей много конфликтов с окружающими людьми и на этом фоне животные становятся "единственными, кто понимает". Верный пёс не ругает и преданно ждет у дверей пивбара. И если пока нет осознавания, что зависимость лучше преодолевать, то для психологической поддержки животное самое то. Есть случаи, когда именно благодаря четвероногим друзьям люди находили в себе силы и "выпрямлялись".
Иногда сильная привязанность к животным может проявляться на фоне психического заболевания. Отдельно такого клинического диагноза нет, скорее речь о поведенческих особенностях некоторых людей с нарушением психики. Животных начинают "копить", не соизмеряя со своими возможностями и санитарными нормами. Я говорю сейчас не о создании зоопитомников, где более менее рассчитана площадь, соблюдаются нормы, помогают волонтеры. Когда в полуторке живет 30 кошек, которые задают смысл жизни хозяйке, но отравляют жизнь соседям - адекватность человека в таком случае под вопросом.
Животное в доме - это и метафора ребёнка. Для семьи с детьми - это чаще "младшенький", хотя бывает и "старшим", если на нем забота о маленьких детях. Такая роль часто достается собакам. Животное становится членом семьи, причем полноправным. Это хорошая школа гуманизма, если, конечно, не получается так, что мама или папа всю свою любовь отдают зверю, забывая о других членах семейства.
Особую роль животные играют в бездетных семьях. Они наполняют жизнь радостью и смыслом, позволяют уменьшить психологическое напряжение, связанное с бездетностью. Но одной своей знакомой я порекомендовала после смерти любимой собаки не заводить животного, а все-таки все силы приложить к появлению ребенка: "А тог ты опять заместишь одно другим и в пятьдесят лет очнешься". Силы приложила - теперь у нее малыш. А у малыша - собака. Завела, конечно. Жить без зверья не может.
Как психолог голосую двумя руками ЗА ЖИВОТНЫХ В ДОМЕ!